Родоначальник Haut Couture Чарльз Ворт

Первый в истории мировой моды кутюрье - Чарльз Фредерик Ворт (1825-1895) родился в Англии и семь лет учился искусству моделирования на родине, в Лондоне, на предприятиях текстильной промышленности. 20-летний юноша, полный честолюбивых замыслов, перебрался через Ла-Манш, чтобы покорить столицу моды - Париж. Его карьера началась в качестве менеджера в фирме, выпускающей готовое платье. Перед его глазами проносились сотни моделей серийного производства, когда он мечтал об одежде, созданной в единственном экземпляре. Через некоторое время Чарльз Ворт, накопив небольшую сумму, открыл собственное ателье по адресу Рю де ля Пэ, не самом престижном районе столицы. В нем он изобрел конструкцию кринолина - каркас юбки из легких металлических обручей, соединенных между собой прочными лентами, в форме абажура.

Франция середины 19-ого века - это спокойный исторический период Реставрации, возвращение на трон династии Бурбонов. Большое количество нуворишей, стремящихся всячески продемонстрировать достаток и благополучие. Платья на кринолине "возвышали" женщину на пьедистал и создавали определенную дистанцию от поклонников, преодолевать которую было еще интереснее.

Постоянным другом и компаньоном кутюрье стала его жена. Она посещала известных дам из высшего общества с эскизами будущих платьев. Так, однажды, жена австрийского посла - Паулина Меттерних, у которой она была с визитом, после долгих колебаний заказала у неизвестного широкому кругу общества Ворта два платья при условии, что их цена будет не дороже 600 франков (цена нескольких платьев из магазина готовой одежды). С тех пор его работы больше никогда не ценились так дешево. Госпожа Маттерних осмелилась прийти на королевский прием в одном из этих платьев. На следущий день Чарльз Фредерик Ворт проснулся знаменитым.

Необычный фасон платья, с кринолином, понравился самой императрице Евгении Монтихо, жене  Чарльз Ворт и изобретенный им тюрнюр.jpgНаполеона Третьего. Чарльз Ворт стал поставщиком двора и личным портным императрицы. Конечно, весь Париж пожелал одеваться у модного кутюрье, именно тогда и возникло это понятие. Ворт стал основателем высокой моды. Он открыл небывалую по стилю мастерскую - смесь роскошной модной лавки со светским салоном. Он без труда нашел свой имидж: "рембрандтовский" берет, шарф вместо галстука, небрежно элегантные, слегка богемные костюмы.

На церемонию открытия Суэцкого канала он сшил для любимой клиентки Евгении 150 платьев. Столько же заказала присутствующая на празднике королева Виктория, но сделала это инкогнито через английские торговые фирмы. Кроме этого все платья были сшиты из одинаковой ткани, что произвело на прессу впечатление невероятной скромности королевы, ходящей в одном и том же наряде. Но в неброской роскоши читался свой стиль - стиль викторианской эпохи.

В романе Эмиля Золя "Добыча" Ворт стал прототипом героя Вормса. Особенности работы знаменитого кутюрье описаны очень выразительно. "Портной ставил Рене перед огромным, от пола до потолка, зеркалом и, сосредоточенно сдвинув брови, смотрел на нее... Через несколько минут маэстро, как бы осененный вдохновением, рисовал крупными неровными штрихами задуманный им шедевр... Но иной раз вдохновение упорно не являлось... И он выставлял Рене за дверь, повторяя: "Невозможно, невозможно, дорогая, приходите в другой раз. Я вас сегодня не чувствую.""

Именно Чарльз Ворт заложил традиции от-кутюр: модель создается как произведение искусства и практически вручную.

Именно Чарльз Ворт придумал манекен, знакомой нам формы - стилизованный торс человека, на котором он демонстрировал свои модели и разрабатывал схему задуманного. Работа без выкроек, прямо на ткани, которая затем кроится по линии наколок, и сегодня является отличительной особенностью высокого шитья.

Именно Чарльз Ворт стал первым кутюрье, разрабатывающим помимо индивидуальных заказов небольшие творческие коллекции, копии которых могли заказывать его клиентки. Он впервые организовал показы этих коллекций, а манекенщицей обычно выступала его жена.

Именно Чарльз Ворт стал первым "подписывать" свои модели: пришивать к платьям ленточку с вытканным на ней именем. Каждый год он представлял новую коллекцию, что способствовало быстрой смене мод. Помимо самого костюма Ворт создавал и все аксессуары вплоть до перчаток. Его слава бала огромной: он шил для девяти королевских дворов,(!!!) богатейших людей Европы, многих знаменитых актрис.

Когда Чарльза Ворта не стало, его дело продолжили его сыновья Жан Филипп и Гастон. Они унаследовали талант отца, что доказала Всемирная выставка в Париже в 1900 году: фирма "Ворт" получила мировое признание.


При подготовке материала были использованы следущие источники: "Энциклопедия заблуждений. Мода." Л.Б. Лихачева, А. В. Соловей, Москва, Изд-во ЭКСМО, 2005 год; "Мода и стиль" ред. коллегия: М. Аксенова, Т. Евсеева, А. Чернова и др., Москва, Изд-во "Мир энциклопедий Аванта+", 2007 год